Режиссер и его команда: как работать на площадке и не убить друг друга..

Кино — дело коллективное, и умение договариваться здесь принципиально важно. Начинаем разбирать, с кем, зачем и как режиссер должен общаться, чтобы довести проект до успешного финала

Так сложилось исторически, что кино — это синтетическое искусство, объединяющее в себе театр, изображение, музыку, литературу и технологии. А еще кино — это бизнес. Как бы многие не старались уйти от последнего понятия, финансовые вопросы зачастую стоят недалеко от творческих.

Режиссер, простыми словами, это единственный человек, полностью ответственный за художественное исполнение фильма. Отсюда возникает необходимость разбираться во многих вопросах — начиная от умения работать с актерами, заканчивая пониманием фокусного расстояния объективов. Но самое главное, что должен иметь в своей голове любой режиссер, — это видение. Как однажды сказал Терри Гиллиам: «Ты не обязан сам воплощать свое художественное видение. Ты должен его для себя понять. А затем нанять по-настоящему талантливых людей, которые воплотят его в жизнь».

Вся работа режиссера в большинстве случаев сводится к умению донести свои мысли и свое видение до других участников процесса. Звучит легко. Но на практике это очень и очень непросто — объяснить то, что ты придумал.

Режиссер и продюсер

На крупный проект режиссера часто нанимает кинокомпания или отдельно взятый продюсер, обладающий полной властью над ходом работы. Он может смело заменить одного режиссера на другого, и в индустрии, к сожалению, это нередкое явление. Отношения режиссера с продюсером — оплот всей дальнейшей работы. Именно продюсер может воплотить задумки режиссера в жизнь, найдя специалистов и выбив под это дело бюджет. Зачастую он ведет проект от самого его зарождения до финальных сборов от проката в кинотеатрах или продаж на интернет-платформах. Но не стоит путать: продюсер — это руководитель проекта, а режиссер — руководитель фильма. Оба преследуют один результат — сделать аудиовизуальное произведение, которое понравится зрителям. Нередко конфликт режиссера с продюсером заключается в том, что первый хочет «сделать красиво», а второй хочет сэкономить. Когда «нет бюджета, и мы просто не можем построить коридор космического корабля в павильоне», найти общий язык довольно сложно. Но секрет успешной работы кроется в коллаборации и умении находить компромиссы. Режиссеру в индустрии сегодня не будет лишним понимать, как устроен процесс продюсирования фильма, чтобы лишний раз не тратить время на «раскатывание губы», а искать более простые решения. И если вам кажется, что я сейчас говорю о малобюджетном отечественном кино, то нет. Даже на дорогостоящих по нашим меркам голливудских проектах режиссеры бывают ограничены временем, пространством, бюджетом и многими другими вещами, которые продюсер попросту не способен им дать. Коммуникация «режиссер-продюсер» — это постоянная работа над «тем, что мы имеем» и оценка своих сил. Ни в коем случае не борьба с «узурпатором и ограничителем творческого процесса».

Режиссер и сценарист

Не всегда режиссер является автором произведения, но даже в таком случае часто к проекту присоединяются сторонние сценаристы. Они доводят историю до приемлемого вида и создают рабочий документ для дальнейшей работы. На этапе разработки сценария режиссеру важно находиться со сценаристом в постоянном диалоге, делиться с ним своими мыслями, говорить о темах, которые его волнуют, чтобы усилить потенциал истории.

Это не коммуникация «начальник-подчиненный», а именно разговор двух творческих единиц, преследующих общую цель — затронуть чувства зрителя, провести его сквозь перипетии событий и оставить под впечатлением. Режиссер, если это прописано в контракте, вправе что-то менять и что-то дорабатывать в сценарии, подходя к съемочному процессу. Но все это будет идти легче и исключит конфликты в будущем, если до всех этих доработок будет допущен сценарист. К примеру, Аарон Соркин всегда присутствует на съемочной площадке своих проектов, и даже такой именитый режиссер, как Дэвид Финчер, активно обсуждает с ним «можно ли в данной сцене переиграть так или иначе». Здесь лучше задавать вопрос «что ты думаешь?», чем тупо ставить перед фактом — «мы все поменяли, смирись». Иначе можно встретить сценариста с контрактом, как у Соркина, — в нем будет прописано, что ни одну реплику без согласования поменять нельзя.

Режиссер и оператор-постановщик

Оператор-постановщик невероятно важный человек на площадке. Он своего рода «первый зритель». То, как он увидит это на мониторе или в видоискателе, увидит и зритель в зале. Такая вот метафора.

Но что же делать с ним режиссеру? Говорить. Постоянно и много. Обсуждать на четких примерах. Смотреть вместе фрагменты фильмов или роликов, подходящими под задумку. Сводить весь диалог в визуальность. Объясняете что-то? Нарисуйте. Не умеете? Нарисуйте криво, но понятно. Ищите фотографии, картины, рисунки. Оператор должен увидеть мысль режиссера, а не просто понять. Когда есть готовый или почти готовый сценарий, эти двое садятся рядом и начинают обсуждать, как же будет выглядеть фильм. Ракурсы, освещение, движение камеры, мизансцена — все это вопросы, которые обсуждаются в первую очередь. Но любой опытный оператор всегда для начала спросит вас: «А что ты хочешь, чтобы зритель почувствовал?». Вот здесь и начинается творчество.

Вы придумываете и рисуете раскадровку, обсуждаете приемы, ищете точки соприкосновения. И если говорить о доверии, то оператор-постановщик — это первый, кому должен доверять режиссер. Это ваш друг и ваш товарищ. Художник, которому вы объясняете, как хочется нарисовать эту картину. А он, в свою очередь, кидает ответные идеи и рассказывает о том, что и как можно сделать, чтобы добиться искомого результата. Одним из ярчайших примеров успешной коллаборации режиссера и оператора в истории кино является сотрудничество Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Если вы до сих пор не видели легендарные фильмы «Летят журавли» (1957) и «Я — Куба» (1964), то идите и смотрите, как великолепная режиссерская задумка соединяется с техническим гением. И таких примеров множество. На них стоит учиться. Их стоит разбирать.

Режиссер и художник-постановщик

Цветовая палитра, внешний вид декораций и практических локаций, костюмы, реквизит — все это задачи художника-постановщика. И все это — вопросы, которые режиссер обязан обсуждать на ранних этапах подготовки. Чем раньше каждая позиция будет утверждена, тем больше времени останется на их поиск и работу, ведь помимо художественных задач, художник-постановщик решает и логистические. Также зачастую этап препродакшна — это единственное время, когда режиссер может нормально пообщаться с этим специалистом. Художник-постановщик всегда работает наперед, и во время съемочного процесса его может не быть на площадке, так как он готовит следующую локацию. Художники по костюмам и художники по гриму в индустрии — это сотрудники художественного цеха, ориентирующиеся на разработанные худпостом концепции. Конечно, режиссер тоже работает с ними напрямую, но единообразие визуальной концепции в руках главы художественного департамента, и через него, в любом случае, будет проходить все обсуждаемое.

Декорации или локации всегда отвечают на вопросы: «а что это все значит для персонажа?», «какие чувства у него вызывает?», «какие чувства они должны провоцировать у зрителя?». Ответы на них обязаны находиться в голове режиссера, либо родиться в интенсивном диалоге с художником-постановщиком. То же самое с костюмами и гримом. В хорошем кино не бывает так, что «давайте просто снимем где-нибудь» и «оденем героев как-нибудь». Этого просто не должно происходить. Ведь тогда визуальная концепция элементарно не будет существовать, не то что работать. Еще один важный момент коллаборации — это контакт оператора и художника, где соединительным звеном будет режиссер. Нередко так происходит, что красное платье на героине очень крутое, красивое и сидит хорошо, но вот стена в помещении тоже красная. И именно на эту стену оператор хочет строить кадр. Не всегда можно решить такую задачу светом — ваша героиня сольется со стеной, никакого акцента на ней не будет. Что делать? Художник-постановщик предложит поменять ракурс на синюю стену. Оператор — поменять платье на синее. И тут за баланс и спокойствие в команде отвечает режиссер. Только в диалоге вы найдете компромисс и выход из затруднительного положения, будь то перекрашивание стены, подбор другого оттенка у платья или другое кадрирование. Без конструктивного разговора ничего не выйдет, а за это отвечает режиссер. Но и самое важное — решать такие вопросы надо до съемок, потому что во время будет некогда.

Режиссер и его ассистент

Первый ассистент режиссера, еще именуемый в России «вторым режиссером» — это обязательный специалист на любом крупном проекте. Это человек, который делает все возможное, чтобы фильм был снят сегодня и согласно плану. То есть продюсер делает так, чтобы съемка состоялась, а ассистент режиссера — чтобы съемка завершилась вовремя. Простым языком — это администратор, который берет на себя всю организационную часть художественного процесса. Давайте рассмотрим на примере. Завтра у нас смена в парке. Три действующих актера, сто человек массовки, две камеры, звук, свет, костюмы. Согласовать съемку в парке, доставить на площадку актеров и массовку, накормить, обеспечить всем, что необходимо, заплатить команде, решить конфликт с пьяными посетителями парка — это работа продюсера, если вкратце. Расписать и проконтролировать съемочный план по времени, сориентировать актеров на площадке (где грим, где костюм, где поесть, когда выходить), объявить обед и проследить, чтобы он шел ровно час, знать наперед, где и что мы снимаем — это работа ассистента режиссера. Да, не самая творческая профессия, но крайне важно, чтобы основной режиссер заранее обговорил свое видение с ассистентом. Чтобы втроем с оператором они составили съемочный план, который зависит от положения солнца, расположения камеры, готовности элементов площадки и так далее. Второй режиссер — это не «мальчик, принеси мне кофе», а профессионал, без которого вы ничего не успеете снять.

Хороший ассистент режиссера всегда знает, как оптимизировать процесс, чтобы не утратить художественный потенциал сцены. Но это знание может появиться только в результате диалога с режиссером.

продолжение следует…